В настоящее время старые фотографии из личных собраний зачастую становятся общественным достоянием, входят в наше самосознание как исторические документы. Подтверждением этому служат черно-белые «свидетели», которыми поделились с музеем жители поселка Мир.
С целью пополнения фонда музея «Замковый комплекс «Мир», проведения фотовыставок, углубленного изучения истории своей малой родины сотрудниками музея в 2023 году была возобновлена работа по сбору фотоматериала. Удалось пообщаться с десятью информантами, которые посодействовали в сборе фотокарточек, отражающих общественную и личную жизнь жителей поселка Мир в послевоенные годы. Фотографии размещались как в альбомах, наглухо приклеенные к картонным страницам, находились и в обычных бумажных конвертах. Часть фотографий была подписана, большинство нет. Все снимки черно-белые, разного формата, с ровным или обрезанным краем. Имя фотографа неизвестно, хотя информанты помнят местных мастеров Шпака Александра Степановича и Ермаковича Николая. У обоих были оборудованы мастерские на дому, Шпак А. С. работал и в фотоателье, которое находилось в Мире на пл. 17 Сентября.

В фотомастерской в Мире
Практически на всех снимках в центре внимания люди. Благодаря тому, что был сфотографирован трудовой коллектив, смена на производстве, подруги на фоне старого здания, мастера за работой, молодые люди возле сельскохозяйственной техники, мы сейчас можем представить развитие послевоенного города Мир. Черно-белые «свидетели» показывают, как было тяжело его восстанавливать и одновременно радостно, так как после освобождения от немецко-фашистских захватчиков наступил долгожданный мир.
Поселок Мир стал центром Мирского района Барановичской области 15 января 1940 г. Численность населения в конце 1940 г. составляла 35 162 жителя (городского населения 6 437, сельского – 28 725). В первой половине 1941 г. в районе насчитывалось 15 предприятий мелкой пищевой промышленности, промышленности строительных материалов и др., которые подчинялись районному промкомбинату. В их числе два лесозавода, две моторные и семь водяных мельниц и электростанции в Мире и Турце, столярно-мебельная и кожно-меховая мастерские в Мире. Начали создаваться товарищества потребительской кооперации. Райпотребсоюзы открывали столовые, чайные, хлебопекарни. Большие изменения произошли в области здравоохранения, начали работу школы, расширялась сеть культурно-просветительских учреждений. г.п. Мир.

г.п. Мир. Демонстрация. 1940-е г.
Демонстрация. 1940-е г. Мирная жизнь была прервана войной. В Мирском районе за период оккупации и во время отступления немецко-фашистских захватчиков были разрушены и сожжены все предприятия мелкой промышленности и учреждения. Большая часть из них была восстановлена до конца 1944 г. Возобновили работу спиртоводочный завод, швейная, гончарная и обувная артели, МТС, электростанция, кожевенная мастерская, маслозавод, радиоузел, сельпо, столовая, пекарня, средняя школа и др.

В пекарне в Мире
Пекарня в городе Мир возобновила работу осенью 1944 г. Там числились двое рабочих и двое служащих. В 1947 г. было построено новое здание пекарни. Там выпекали 2,5 тонны хлеба в сутки. На переданных в дар музею от уроженки поселка Тихоничевой А.А. фотографиях изображены три женщины, работавшие в смене. Замес теста и раскладка его по формам в то время происходила вручную.

Коллектив работников «Чайной». 1956 г.

Интерьер «Чайной» в Мире
Мирским райпотребсоюзом была открыта «Чайная». Сохранилась фотография, где запечатлен коллектив работников этого заведения. Из газетной статьи известно, что в 1954 г. там работали буфетчицей В. Шавейко, официанткой Г. Литвина, которые добились хороших показателей, пользовались заслуженным уважением посетителей. «Чайная» находилась в здании по ул. Красноармейская, д. 14, которое одно из немногих уцелело в годы войны. Данное заведение отличалось образцовой чистотой, интерьером.

Работники сапожной артели «Новая житзнь» с семьями
Из архивных источников известно, что в Мирском замке с 1939 по 1941 и с 1944 по 1950 годы находилась сапожная артель «Новая жизнь». Там работали 28 человек, из них три женщины. Основных рабочих было 10 человек, 12 учеников, два служащих, четыре человека – младший обслуживающий персонал. В 1946 г. рабочие этой артели пошили: сапоги хромовые – 75 пар на сумму 40 005 руб. (включая налог с оборота), сапоги юхтовые – 90 пар на сумму 30 240 руб. (включая налог с оборота), ботинки хромовые – 18 пар на сумму 3 900 руб. (включая налог с оборота), ботинки юхтовые – 44 пары на сумму 7 060 руб. (включая налог с оборота), туфли дамские – 45 пар на сумму 9 180 руб. (включая налог с оборота) (Зональный государственный архив в г. Новогрудке. Ф. 354. Оп. 1.Д. 17. Л. 10). Сохранилась фотография с изображением работников артели с семьями на валу у замка.

Ясли. Мир. 1950-е г.
В сентябре 1957 г. исполнительным комитетом Кореличского районного Совета депутатов трудящихся было принято решение № 311 открыть в г.п. Мир детские ясли на 15 мест. Вводилась единица повара, на главврача района тов. Шута возлагались обязанности обеспечить нормальную работу детских яслей с 1 октября 1957 г. Здания яслей и детского сада находились на ул. Кирова.

Разбор завалов. Мир. 1940-50-е гг.
После войны возвращались домой фронтовики, из местных жителей создавались добровольные отряды по расчистке завалов, уборке территории. Работала строительная бригада. Сохранившиеся фотографии иллюстрируют разбор завалов в центральной части поселка. Как видим, женщины и мужчины, вооружившись лопатами и ломами, разбирают гору поросшего травой строительного мусора. На переднем плане, бесспорно, изображены герои труда. А на дальнем плане христианский храм – церковь Святой Живоначальной Троицы – чудом уцелевший в годы войны. Объектив фотоаппарата захватил и несколько общественных зданий. В настоящее время в них находятся: (справа налево) автобусная станция, отделение агропромышленного банка, продовольственный магазин «Берёзка», жилой дом. Фасады этих зданий в последнее время несколько раз изменялись. Это связано было с благоустройством поселка ко Дню письменности, изменением планировки внутреннего пространства, установкой банкомата, постройкой пандуса.
Ольга КОЛОСОВСКАЯ, научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»
Источник: https://www.polymia.by/vse-novosti/2133/pamiat-v-fotografiiax